Главная » Информация » Словарь транспортно-логистических терминов

Информация

Словарь транспортно-логистических терминов


Аварийный сертификат – документ, выдаваемый администрацией порта грузополучателю в удостоверение того, что предназначенные ему товары приняты им в поврежденном виде. Аварийный сертификат используется в качестве доказательства при предъявлении иска за несохранную перевозку.

Акциз – один из видов косвенного налога на товары и услуги, включаемого в цену или тариф. Выборочный акциз распространяется на определенный круг товаров и услуг массового спроса и предметов роскоши. Акциз в широком понимании (универсальный акциз) представляет собой налог с продаж и налог на добавленную стоимость.

Беспошлинный ввоз – ввоз на территорию данной страны товаров, ценностей и иных предметов без уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов.

Брокер – посредник, который содействует совершению розничных сделок (коммерческих, кредитных, страховых, фрахтовых и т.д.) между заинтересованными сторонами (клиентами) по их поручению и за их счет. За посредничество брокер получает вознаграждение – брокерскую комиссию, составляющую обычно 3-5 % от суммы сделки. При заключении сделки на более выгодных для клиента условиях брокер получает оговоренную в договоре часть сэкономленной суммы.

Вес брутто – масса товара вместе с упаковкой внутренней (неотделимой от товара до его потребления) и внешней – тарой. В практике международной торговли используются также термины полубрутто (вес брутто за вычетом массы наружной упаковки) и фактический вес брутто.

Вес нетто – масса товара без тары и упаковки. В ряде стран при исчислении таможенной пошлины в вес нетто включается и масса внутренней (первичной), неотделимой от товара до его употребления, упаковки, в которой он доставляется потребителю (вес полунетто). По весу нетто, как правило, устанавливается цена на товар с учетом также стоимости тары и упаковки.

Весовой сертификат – заверенный в установленном порядке документ, удостоверяющий погруженную массу. Он обычно содержит подробный перечень всех мест в каждой партии груза с указанием массы каждого места (отвесов). Весовой сертификат составляется весовщиками в пунктах отгрузки, перевалки и выгрузки товара и признается бесспорным доказательством веса.

Ветеринарные и санитарные свидетельства – документы, удостоверяющие незараженность товаров. Требуются соответствующими карантинными и таможенными органами при ввозе в страну импорта животных, птиц, сырых животных продуктов, свежих фруктов и овощей и др. товаров. Ветеринарные и санитарные свидетельства выдаются органами ветеринарного и санитарного надзора в стране отгрузки товара. Обязанность предоставления перевозчику этих документов лежит на грузоотправителе, который несет ответственность за последствия, могущие возникнуть при их отсутствии либо неправильном оформлении.

Внешнеэкономическая деятельность – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

Временное хранение

– Обязательное условие производства таможенного оформления. Товары и транспортные средства с момента предоставления таможенному органу и до их выпуска либо предоставления лицу в соответствии с избранным таможенным режимом находятся на В. под таможенным контролем, приобретая статус находящихся на В.х. автоматически с момента и в силу их предоставления таможенному органу. В. осуществляется в специально выделенных и обустроенных помещениях, на открытых площадках и иных местах — складах временного хранения;

– Стадия таможенного оформления с момента предоставления товаров и транспортных средств таможенному органу до их выпуска либо предоставления лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом. Сроки В. устанавливаются таможенным органом исходя из времени, необходимого на подачу таможенной декларации, характера товара и используемого транспортного средства. Срок В. является сроком таможенного оформления, причем непринятие мер по обеспечению выпуска или получению в распоряжение в соответствии с таможенным режимом товаров, срок нахождения которых на складе превысил установленный срок, влечет конфискацию этих товаров.

Грузовая таможенная декларация – унифицированный документ для таможенных целей, заполняемый на каждую партию груза, перемещаемую через таможенную границу. Содержит сведения о грузе, его отправителе и получателе, составляется распорядителем товара. В Российской Федерации грузовая таможенная декларация совпадает по форме с Единым Административным Документом, но не имеет формально-юридического признания за пределами РФ по причине расхождения в применяемых классификаторах.

Грузоотправитель – физическое или юридическое лицо, сдавшее груз к перевозке и указанное в качестве отправителя в перевозочном документе.

Грузополучатель – лицо, уполномоченное принять доставленный перевозчиком груз.

Действительная стоимость – в страховании — рыночная стоимость восстановления поврежденного имущества или замены утраченного имущества с учетом его износа.

Декларант – лицо, перемещающее товары через таможенную границу, или таможенный брокер (посредник), заявляющие (декларирующие), представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства для целей таможенного оформления от своего имени.

Демередж

– оплата штрафа железной дороге за простой вагона против обусловленного времени.

– оплата за сверхнормативное (свыше бесплатного времени) использование контейнерного оборудования на протяжении времени с момента выгрузки контейнера с судна по момент вывоза его с грузом с территории порта. Выплачивается владельцу контейнера, как правило, судоходной линии.

Договор перевозки – договор между перевозчиком и грузовладельцем, по условиям которого перевозчик обязуется доставить груз в названный пункт назначения, а грузовладелец – оплатить установленную провозную плату.

Договор страхования – договор между страхователем и страховщиком, включающий в себя условия страхования.

Единый транспортный тариф – единые ставки платежа за перевозку грузов по всей стране или между отдельными пунктами транспортных магистралей на линиях обслуживаемых разными компаниями.

Естественная убыль грузов – утеря, недостача массы грузов, возникающая при их транспортировке вследствие присущих этим грузам естественных свойств (усушки, утруски, утечки и т.п.).

Ж/д тариф – стоимость ж/д перевозки, рассчитываемая по прейскуранту, базовые ставки которого дифференцированы по дальности перевозок, роду подвижного состава, роду груза.

Железнодорожная накладная – документ, которым оформляется договор перевозки грузов жд транспортом. Является товарораспорядительным документом и подтверждением железной дороги в приеме груза к перевозке. Составляется грузоотправителем на станции отправления и следует с грузом до станции назначения, где выдается грузополучателю. В железнодорожной накладной кроме обычных для транспортного документа сведений указывается требуемая скорость перевозки груза. В отечественной практике приняты условные значения таких скоростей для грузоперевозки по России (в км в сутки): для обычных грузов используется малая скорость, которая составляет для мелких отправок – 180 км, для повагонных отправок – 330 км, для маршрутных отправок – 550 км; для ценных и скоропортящихся грузов используется большая скорость, которая составляет условно от 330 км (для мелких отправок) до 660 км (для рефрижераторных поездов со скоропортящимися грузами).

Запасы на ответственном хранении – товары, находящиеся на складе потребителя, но остающиеся собственностью поставщика. Потребитель фактически является хранителем товаров и несет перед поставщиком ответственность за их сохранность до того, как он их оплатил.

Зона свободной торговли – (англ. free trade zone) Обособленная часть территории данной страны, рассматриваемая как находящаяся вне ее таможенной территории, в пределах которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля промышленными товарами. Особое место среди 3. с. т. занимают Европейский Союз, Европейская ассоциация свободной торговли. См. также свободные экономические зоны.

Зоны таможенного контроля – (англ. customs examination zones) Специальные зоны, создаваемые вдоль таможенной границы Российской Федерации (в аэропортах, на таможенных складах, грузовых терминалах, вокзалах транспортных организаций), в местах таможенного оформления, нахождения таможенных органов РФ и иных местах, определяемых Государственным таможенным комитетом РФ в целях осуществления таможенного контроля.

Извещение о доставке – сообщение в стандарте ЕАНКОМ, высылаемое перевозчиком по электронным каналам связи извещаемой стороне.

Извещение о прибытии груза – документ, высылаемый перевозчиком грузополучателю в подтверждение того, что предназначенные ему товары доставлены в место назначения. Расписка в получении товаров — расписка получателя за доставленные ему товары.

Извещение об отгрузке – документ, высылаемый грузоотправителем грузополучателю в подтверждение того, что заказанные последним товары ему отправлены.

Импорт товаров – ввоз в страну иностранных товаров, технологий, услуг, капитала для реализации и приложения на внутреннем рынке страны-импортера, а также для транзита в третьи страны. Различают видимый импорт – импорт товаров, фактически ввезенных в страну и проданных на ее территории, и невидимый импорт – услуги, оплаченные в иностранной валюте, (например затраты на перевозку импортируемых грузов, пассажиров, страхование, услуги и др.). Импорт регулируется национальным законодательством, политико-правовыми ограничениями, таможенными тарифами, системой лицензирования и другими нетарифными мерами внешнеэкономического регулирования.

Инкотермс (англ. Incoterms, International commerce terms) – международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договора международной купли-продажи, которые определены заранее в международно признанном документе. Эти условия регламентируют момент передачи права собственности на товар (и, соответственно, ответственность за испортившийся в пути товар, неправильное оформление документов на груз и т. д.).

Квитанция – расписка в получении товарно-материальных ценностей, грузов и т.п. При наличии у перевозчика расписки получателя за груз получатель теряет право на предъявление к перевозчику претензий на явные повреждения, которые могли возникнуть в процессе перевозки.

Код контейнера – код, присвоенный контейнеру Международным бюро контейнеризации. К.к. включает 14 знаков, в т.ч. код страны принадлежности (3 знака), код владельца (4 знака), серийный номер контейнера (7 знаков, в т.ч. контрольный разряд).

Коммерческий риск – период времени, в течение которого товары находятся на риске перевозчика или на риске грузовладельца независимо от того, застрахованы они или нет.

Коносамент – документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар. Коносамент выполняет одновременно несколько функций: расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза; товарно-транспортная накладная; договор перевозки груза; товарораспорядительный документ.

Консолидация грузов – сбор консолидатором небольших партий грузов от нескольких отправителей в пункте отправления и перевозку их по одному транспортному документу.

Коэффициент использования грузоподъемности – мера эффективности использования грузоподъемности. Различают статический к.и.г. (отношение массы груза в пункте отправления к грузоподъемности) и динамический к.и.г. (отношение фактических тонно-миль к максимально возможным тонно-милям).

Линейное судно – это судно совершающее рейсы по расписанию между определенными портами. Обычно на линейных грузовых судах отгрузка товаров производится мелкими партиями. На каждую партию выдается отдельный коносамент. На линейном судне могут находится контейнеры с разными портами назначения.

Логистика – стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками.

Логистическая цепь – линейно упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (производителей, дистрибьюторов складов общего пользования и т.п.), осуществляющих логистические операции по доведению внешних материальных, информационных и финансовых потоков от одной логистической цепи до другой или до конечного потребителя.

Маркировка – нанесение знаков, надписей и рисунков на груз для его опознания и указания способов перевозки, обработки и хранения.

Массовый груз – на водном транспорте: собирательный термин, обозначающий навалочные грузы и наливные грузы.

Навалочный груз – груз, перевозимый в неупакованном и незакрепленном виде. Различают особо крупные, крупнокусковые, среднекусковые, мелкокусковые, крупнозернистые, мелкозернистые, порошкообразные и пылевидные Н.г.

Накладная – документ, которым оформляется отпуск и прием различных товаров, а также перевозка грузов. Регулирует отношения между отправителем, перевозчиком и получателем груза.

«Наливом» – бестарная перевозка жидкого груза (нефти и нефтепродуктов, масел, спирта, жиров и т.п.) в специализированных транспортных средствах – наливных судах (танкерах), железнодорожных и автомобильных цистернах.

Негабаритный груз – грузовые места, размеры которых превышают габариты, допустимые при обычных перевозках. Предъявление и перевозка негабаритных грузов определяются специальными правилами и тарифами.

Непрямая погрузка – погрузка с перевалкой на склад, возникающая в случае, когда судно или другой вид транспорта задерживаются с подходом, а груз их ожидает (например, на лихтерах), и грузоотправитель принимает решение о выгрузке груза на склад до подхода судна (варианты: вагона – в случае, если имеют место железнодорожные перевозки грузов, или автомобиля – например, когда осуществляются автомобильные грузоперевозки РФ).

Нетто – чистая масса (вес) товара без упаковки.

Опасные грузы – груз (кислоты, воспламеняющиеся, взрывоопасные вещества и др.), который при неправильном обращении может стать причиной ущерба для транспортного средства или имущества, гибели или ухудшения здоровья людей. Транспортировка опасных грузов осуществляется в соответствии с особыми условиями перевозок.

«Oт двери до двери» – современный способ доставки грузов со склада (завода, фабрики и т.п.) отправителя до склада (или другого согласованного места) получателя. Обычно такой способ транспортировки обеспечивается посредством контейнерных перевозок грузов. Перевозки «от двери до двери» оформляются документами, покрывающими доставку грузов данным способом.

Ответственность перевозчика – имущественные обстоятельства, которые могут возникнуть у перевозчика по искам за повреждение груза, утрату груза, задержку доставки и др. Во всех перечисленных и иных случаях перевозчик обязан возместить убытки истца, если не докажет, что они явились следствием небрежности грузоотправителя, форс-мажор и в некоторых др. случаях.

Отгрузочная спецификация – товаросопроводительный документ, содержащий перечень всех видов и сортов товаров, входящих в данную партию товара, с указанием места, количества и рода каждого товара. Если партия товара состоит из отдельных грузовых мест, составляется поместная отгрузочная спецификация. Отгрузочная спецификация является неотъемлемым приложением к договору купли-продажи или договору поставки. Обычно дополняет счет на поставку товаров разных сортов и наименований.

Отмена заявки – аннулирование заказа, сделанного покупателем поставщику, по причинам, не зависящим от поставщика. При оформлении договора подряда договаривающимся сторонам следует предусмотреть размер сбора за отмену заказа.

Партия – определенное количество товаров, одновременно производимых или поставляемых (транспортируемых) как физически и/или юридически неделимое целое.

Паспорт сделки – документ, служащий целям валютного контроля. Паспорт сделки оформляется в случае, если имеют место валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а в некоторых случаях – через счета в банке-нерезиденте.

Перевозчик – юридическое или физическое лицо, использующее собственные или взятые в аренду транспортные средства для транспортировки грузов, пассажиров и др. на основании заключенного с отправителем (пассажиром) договора.

Переотправка – отгрузка товаров, поступивших на склад, минуя зону хранения. Например, партия скоропортящихся грузов, поступившая с завода-изготовителя, может быть Расформирована непосредственно в зоне приема. Там же может быть выполнена и комплектация мелких заказов, которые затем передаются в экспедицию.

Поясной тариф – грузовой тариф, установленный для перевозок между двумя тарифными зонами и не зависящий от расстояния перевозки внутри зон (аналогично тому как пассажир пригородного поезда оплачивает проезд не от одной станции до другой, а от одной тарифной зоны до другой.

Сертификат качества – официальный документ, выданный специально уполномоченной организацией и удостоверяющий, что качество товара, услуги и т.п. соответствует стандартам, образцам и др.

Сертификат о происхождении товара – документ, подтверждающий страну происхождения или вывоза товара; выдается торговой палатой или другим аналогичным учреждением страны происхождения товара и является необходимым в международной торговле. Представление сертификата о происхождении товара необходимо в случаях, предусмотренных законодательством страны ввоза или международными договорами для применения к товарам льготного режима или режима наибольшего благоприятствования в отношении таможенного обложения (например, позволяет использовать преференциальный тариф) либо мер фитосанитарного или ветеринарного характера.

Сертификат очистки судна от пошлин – документ, выдаваемый капитану администрацией таможни и являющийся разрешением на погрузку или разгрузку. Выдается после проверки судового санитарного свидетельства, коносамента и уплаты портовых сборов.

Совместимость (грузов) – возможность совместного хранения или перевозок различных грузов. Грузы считаются совместимыми, если при их хранении или перевозке в одном грузовом помещении исключено их взаимодействие, которое может привести либо к обесценению и снижению качества этих грузов или одного из них, либо к пожару, взрыву, выделению ядовитых газов и т.п.

Соглашение о взаимном зачете штрафов и премий – договор между перевозчиком и грузоотправителем, в соответствии с которым перевозчик ведет помесячный учет штрафных санкций за задержку грузовых вагонов или других транспортных средств грузоотправителем сверх нормативного времени и премий, выплачиваемых последнему за досрочное освобождение транспортных средств из-под грузовых операций. В конце месяца подводится итог и производится взаимный зачет требований.

Сопутствующие услуги – дополнительные услуги, предоставляемые перевозчиком. Сопутствующие услуги включают, например, сбор грузов, переадресовку, изменение получателя, отслеживание грузов и т.д. Большинство таких услуг предоставляется за дополнительную плату.

Спецификация – перечень товаров с указанием их количества и качественных характеристик.

Срок доставки груза – период времени, в течение которого перевозчик обязан доставить груз по назначению и за соблюдение которого он несет ответственность перед грузовладельцами. Срок доставки груза включает в себя время, необходимое для транспортировки груза от пункта отправления до пункта назначения (в том числе операции по его погрузке и выгрузке), выполнение различных вспомогательных операций и оформление документов. За задержку в доставке грузов против установленных сроков перевозчик уплачивает грузовладельцу штраф, обычно устанавливаемый в процентах от провозной платы. При возникновении чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств (см. Форс-мажор) перевозчик освобождается от уплаты штрафа за просрочку в доставке груза.

Сроки хранения грузов – время, устанавливаемое специальными правилами, в течение которого прибывшие грузы должны быть приняты грузовладельцем и вывезены с места погрузки или разгрузки (порта, железнодорожной станции и др.). Сроки хранения грузов зависят от свойств грузов (подверженность порче, необходимость специальных условий хранения и т.п.). Грузы, не принятые и не вывезенные получателями в установленный срок, считаются невостребованными и обычно подлежат реализации.

Страхование – система мер, направленная на полное или частичное возмещение потерь от тех или иных рисков (последствия стихийных бедствий и несчастных случаев, утрата материальных ценностей и трудоспособности и т.п.) путем переложения их последствий с одной стороны (страхователя) на другую сторону (страховщика) за определенное вознаграждение.

Счет-фактура – документ, удостоверяющий фактическую поставку товара и/или оказание услуг и их стоимость. Выписывается продавцом (поставщиком) на имя покупателя (потребителя) после окончательной приемки товара последним. Счет-фактура содержит подробное описание и цену поставляемого товара или услуг, номер отгрузочного документа, сумму счета и иные реквизиты и может служить в качестве накладной, направляемой с товаром, а при оформлении на специальном бланке – в качестве сертификата о происхождении товара.

Таможенное оформление (таможенная очистка, декларирование груза) – выполнение необходимых формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, а также в случае смены таможенного режима.

Таможенные пошлины – косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Таможенный режим – таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами. Участник внешнеэкономической деятельности вправе в любое время выбрать любой таможенный режим либо изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны назначения или страны происхождения товара.

Транзитная декларация Т-1 – должна сопровождать (по территории ЕЭС) все грузы неевропейского происхождения (например, из США, Азии и т.д.) и грузы, приходящие с европейских таможенных складов (bonded/customs warehouse). Транзитная декларация Т-1 на грузы, прибывающие по суше, делается на границе ЕЭС, если груз прибывает извне, либо поставщиком/агентом поставщика или перевозчика/экспедитора — если груз пришел с таможенного склада внутри ЕЭС. На авиагрузы/грузы идущие морем, из стран, не входящих в ЕЭС, Т-1 делается прямо в аэропорту/порту прибытия уполномоченным агентом. Если груз отправлен самолётом из страны ЕС и требует Т-1, данная декларация должна быть предоставлена отправителем/поставщиком, либо груз должен сопровождаться авианакладной со специальной пометкой. Транзитная декларация Т-1 составляется на основании инвойса и упаковочного листа.

Транспортная накладная – необоротный документ, приложенный к товарам, отгруженным по конкретному заказу, и являющийся обычно копией счета-фактуры. На воздушном транспорте транспортная накладная является также распиской за груз, выданной перевозчиком, но не является товарораспорядительным документом.

Упаковочный лист – перечень предметов, входящих в одно грузовое место (ящик, кипу и т.п.).

Фидерное судно – это небольшое судно, способное курсировать на сравнительно мелких глубинах. Эти суда встают под перегруз контейнеров, пришедших на линейном судне, и каждое собирает контейнеры по своему маршруту.

Фрахт (нем. fracht, англ. freight) – соглашение, предусматривающее перевозку грузов за оговоренную в договоре с перевозчиком оплату. Стоимость ставки фрахта обычно определяется в соответствии со сложившимися на определенный момент условиями фрахтового рынка.

Экспедитор – юридическое лицо, занимающееся приемкой и отправкой внешнеторговых и других грузов по поручению и от имени другого юридического или физического лица всеми видами транспорта по выбору клиента или по своему усмотрению. Обеспечивает все операции, связанные с их осуществлением за соответствующее вознаграждение.

Экспортная декларация (EX-1) для грузов, произведённых и проданных из стран ЕЭС – это общепринятый международный документ, который подтверждает экспорт товара. Факт вывоза товара за пределы ЕЭС подтверждается штампом таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление транспортного средства на Россию. Оригинал экспортной декларации со штампом отправляется по почте на адрес отправителя. Данный факт позволяет покупателю товара избежать уплаты внутри-европейского НДС (VAT). Декларация ЕХ-1 должна сопровождать грузы европейского происхождения, следующие с транзитного склада или склада поставщика за пределы стран ЕЭС.

ALL IN (All Inclusive) — «Все включено» – означает, что стоимость перевозки включает все дополнительные сборы, предусмотренные условиями перевозки. Например, если речь идет о фрахт на условиях LILO, это означает, что в ставку фрахта, кроме погрузки-выгрузки, также включены все сопутствующие расходы, такие как BAF, CAF и т. д.

BAF (Bunker Adjustment Factory) — бункерная надбавка – дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от стоимости топлива на международном рынке. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально. Обычно котируется за TEU (например 500 USD/TEU).

BAS (Base Rate) – базовая ставка.

CAF (Currency Adjustment Factor) – дополнительный сбор к базовой ставке фрахта. Величина зависит от изменения курса валют. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально. Обычно котируется в % к базовой ставке фрахта.

CFR (cost and freight) — стоимость и фрахт – базисные условия поставки по которым продавец обязан зафрахтовать судно и погрузить товар на его борт в установленный в контракте срок. Расходы по выгрузке товара в порту назначения несет покупатель.

CMR – Товаро-транспортная накладная международного образца. Для международных автодорожных перевозок этот документ должен содержать сведения, предписываемые Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ): дату отгрузки, наименование груза, подлежащего перевозке, имя и адрес перевозчика, наименование получателя, срок доставки. Накладная подписывается перевозчиком и грузоотправителем. Накладная не является товарораспорядительным документом, не может быть индоссирована, груз выдается указанному в ней получателю. В комплекте 6 или 12 бланков.

CUC (Chassis Using Charge) – сбор за пользование шасси.

Documentation Fee – сбор за оформление документов и ряд других.

Drop-off (flat-fee) – cбор за возврат пустого контейнера, принадлежащего перевозчику, на линию.

FICY (Free in/Container yard) – без погрузки в порту – до контейнерного терминала.

FILO (Free in/Liner out) – погрузка за счет отправителя, выгрузка за счет линии.

FIOS (Free in/out) – погрузка и выгрузка за счет отправителя.

Invoice (счет-фактура) – документ выписывающийся продавцом на имя покупателя, удостоверяющий фактическую поставку товара или оказание услуг и их стоимость, после приемки. Содержит подробное описание и цену поставленной продукции, номер отгрузочного документа, сумму счета и иные реквизиты. В установленных случаях может служить в качестве накладной, направляемой с товаром и сертификата о происхождении товара;

Laytime (Сталийное время) – срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей, определяется соглашением сторон в чартере, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

LCL (Less Container Loading) – контейнер, заполненный грузом для разных получателей, сборный груз.

LIFO (Liner in/Free out) – погрузка за счет линии, выгрузка за счет отправителя.

LILO (Liner in/out– погрузка и выгрузка за счет линии – полные линейные условия.

LI-Door (Liner in / Door) – погрузка в порту за счет линии – «дверь» клиента.

Notify party – сторона, которую перевозчик должен уведомить о прибытии груза. Обычно экспедитор или другой представитель получателя в порту.

THC (Terminal Handling Charges) – терминальная обработка груза – первоначально – любые услуги терминала по обработке груза: погрузка/выгрузка с судна, перемещение в штабель, выставление для производства работ и т. д. В настоящее время в практике сложилось следующее понимание данного термина – услуги по обработке груза, оплату которых в соответствиями с обычаями порта производит отправитель, если это порт отправления (oTHC), или получатель, если это порт назначения (dTHC).

Track fee — отслеживать плату.

T/S (Transshipment) Перегрузка транспорта. Перегрузка используется, к примеру, если судно не может зайти в порт назначения, в этом случае груз разгружается в промежуточном порту (фидерном порту), затем перегружается на специальные фидерные линии и с их помощью уже доставляется в порт назначения.

Wharfage – портовая пошлина.