Специфика экспедирования контейнерных отправок по маршруту Китай-Монголия-Россия-Европа заключается в том, что ширина железнодорожной колеи в Монголии и России 1520, а в Китае и Европе 1435. В этом направлении поезда следуют через погранпереход Эрлянь — Дзамын-Уд на границе Китая и Монголии, затем им следует пересечь монгольско-российскую границу (погранпереход Сухэ-Батор — Наушки). Перегруз с одной колеи на другую происходит на станции Дзамын-Уд (Замын-Уудэ, Монголия). Сопряженная с ней приграничная станция Наушки — проходная, поэтому необходимо быстро и своевременно оформить документы сопровождения международного транзита для того, чтобы поезда не забивали станционные пути.
Являясь информационным оператором ФТС РФ, ООО «Транспорт девелопмент групп»
реализует достаточно
широкий функционал:
- собирает всю информацию о грузе;
- контролирует изготовление документов и прохождение информации по всем стыковым точкам;
- отвечает за экспедиторские процессы в части правильного и своевременного оформления документации при осуществлении международной перевозки.
В условиях действующего таможенного законодательства Таможенного Союза мы организовали подачу транзитных деклараций в электронном виде. Предварительно в течение двух лет мы осваивали эту практику на станции
Забайкальск, что позволило организовать работу по электронному взаимодействию и создать собственное обособленное подразделение на станции Наушки.
Для быстрого прохождения грузов через станцию Наушки мы взаимодействуем с грузоотправителем и компанией, отвечающей за перегруз товаров на территории Монголии. Имея предварительную коммерческую информацию о грузе, отправляемом из Китая, мы вводим в собственную автоматизированную систему
УПК ТДГ данные, которые позволяют формировать прообразы различных документов, необходимых для успешного прохождения таможенного контроля на территории РФ. Кроме того, мы контролируем драфты товаросопроводительных документов и железнодорожной накладной СМГС. По прибытию китайских вагонов на станцию Дзамын-Уд (Монголия) происходит финальная сверка документов, а после перегруза и появления в системе номеров российских вагонов формируются окончательные данные для предварительного информирования таможни. Это обязательная процедура, российский национальный перевозчик ее выполняет и по соглашению с ОАО «РЖД» мы окончательно формируем информацию и передаем подразделению на станции Наушки.
Используя формализованную информацию в электронном виде, отправленную ранее с монгольско-китайской границы в систему ЭТРАН через
УПК ТДГ, сотрудники станции Наушки, по прибытию контейнерного поезда, экономят до часа времени при оформлении одного состава за счет
исключения ручного ввода данных при получении документов. Это значительно
увеличивает пропускную способность станции Наушки и заметно
сокращает общее время следования поезда по маршруту.
К прибытию поезда на станцию Наушки мы уже имеем прообразы электронных транзитных деклараций. Затем, не затрачивая время на проверку и формализацию документов, мы ставим электронные цифровые подписи (ЭЦП) и через выделенный канал связи подаем их в ЕАИС ФТС РФ, тем самым также сокращая время обработки поезда в целом. Эта конфигурация процесса отличается от той, что применялась раньше на станции Наушки, но еще не отработана окончательно.
С середины 2016 года действует приказ № 144н Минфина РФ, который ввел в практику процедуру предоставления предварительной электронной транзитной декларации. Сейчас эту технологию мы постоянно совершенствуем в нашем обособленном подразделении в
Забайкальске.
На сегодняшний день порядок коммуникации между ОАО «РЖД» и АО «УБЖД» позволяет получать формализованную информацию о грузах, перемещаемых в сторону РФ, но взаимодействие осуществляется в ограниченном режиме.
ООО «Транспорт девелопмент групп» силами своих сотрудников проводит
формализацию документов еще на Китайско-Монгольской границе —
за сутки до прибытия на территорию РФ, в результате чего станция Наушки не забивается поездами. Что касается станций Дзамын-Уд и Эрлянь (Эрэн-Хото), то там в любом случае происходит процедура перестановка контейнеров, которая сама по себе является более длительным и трудоемким процессом, чем формализация документов.